История

Историю этнонима «татары» можно проследить примерно с VIII века. Этноним впервые упоминается в рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль-Тегину (732). Эта надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

Употребление этнонима в Китае

Старое китайское название 鞑靼, то есть, Dada или Dadan, современные историки трактуют как первое упоминание этнонима «татары».

Для VIII—IX вв. «татары» — тюркское наименование племён шивэй, которых китайские источники считают родственными киданям. Согласно Суй Шу («Истории Династии Суй»), «живущие на юге называются киданями, живущие на севере — шивэйцами». В начале XI века часть шивэй ушла от власти киданей на юг, к горам Иньшань, а затем распространилась на запад до реки Керулен. Со временем численность татар выросла и к середине XII века они становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья занимают районы озера Буир-Нор и реки Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии.

В этот период этноним «татары» получает расширительное значение. Китайцы стали называть татарами (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Иными словами, этноним приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина. В то же время, согласно Ван Го-Вэю, в киданьской империи Ляо термин «татары» считается уничижительным. Вместо него употребляется слово «цзубу» (по Виттфогелю, происходит от тибетского «сог-по» — пастухи, кочевники).

Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части:

  • Белые татары — кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям.
  • Чёрные татары жили в степи и занимались скотоводством. Они подчинялись своим «природным» ханам и презирали белых татар за то, «что те за шёлковые тряпки продали свою свободу чужеземцам». В число чёрных татар включались кераиты и монголы.
  • Дикие татары — южносибирские племена охотников и рыболовов (т.н. «лесные народы»), в том числе эвенки, урянхайцы (тувинцы) и древние пре-бурятские роды. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами.

Употребление этнонима в Российской империи

В Российской империи этноним татары использовался ко многим тюркоязычным народам, населявшим государство:

  • тюрко-татары, закавказские татары, азербайджанские/адербейджанские татары (азербайджанцы)
  • горские татары (карачаевцы и балкарцы)
  • ногайские татары (ногайцы)
  • абаканские татары (хакасы)
  • кузнецкие татары (шорцы)
  • кундровские татары (карагаши)
  • казанские татары (мишари,казанские татары,тептяри)
  • крымские татары (крымцы)
  • черневые татары (тубалары)
  • чулымские татары (чулымцы)
  • алтайские татары (алтайцы
  • сибирские татары

Сегодня почти все эти народы не пользуются этнонимом татары, за исключением казанских татар с одноименной республикой Татарстан, сибирских татар, использующие самоназвание себер татар, и крымских татар, использующих два самоназвания: qırımtatarlar (дословно крымтатары) и qırımlar (дословно крымцы).

Употребление этнонима в Западной Европе

В Западной Европе о «татарах» заговорили уже на Первом Лионском соборе (1245 год). С тех пор и и до XVIII в., а иной раз и позднее, западные европейцы собирательно называли все азиатские кочевые и полукочевые тюркские и монгольские народы «татарами» (лат. Tartari, фр. Tartares).

До середины XVII в. европейцы мало что знали о Маньчжурии и её обитателях, но когда в 1640-ых годах маньчжуры завоевали Китай, то находившиеся там иезуиты также причислили их к татарам. Наиболее известная книга, сообщившая современникам о победе маньчжуров над минским Китаем, была написанная Мартино Мартини De bello Tartarico historia («История татарской войны») (1654 г).