Культура и быт

Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство из Византии в период с IV-IX вв (что, однако, несколько противоречит свидетельствам самих осетин, имеющих изустные предания из сравнительно недавнего прошлого, XIX века, о крещениях «за красные рубахи», причём мотив принятия крещения несколько раз для пополнения гардероба находит своё отображение и в фольклоре). Небольшая часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII–XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют христианские корни. Это произошло из-за того, что после нападения Тамерлана осетины ушли в горы, и практически не осталось христианского духовенства, тех, кто проповедовал Евангелие, совершал таинства и сохранял правильность вероисповедания. История становления традиционных верований

Система религиозного мировоззрения осетин была унаследована от далёких предков и в своей основе имеет арийские корни. Но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с течением времени претерпевала значительные изменения

Процесс этногенеза осетин на базе кавказских алан с участием местного кавказоязычнного субстрата (племён Кобанской культуры), очевидно, стал основным составляющим и для становления их религиозно-культовых представлений.

Духовная культура южных осетин непрерывно обогащалась за счёт соседства с христианской Грузией и длительных, непрерывных контактов с её населением[источник не указан 694 дня]. Наиболее интенсивными эти процессы были во времена царствования в Грузии Царицы Тамары.

Христианские элементы в народной религии осетин частью наследовались и от самих алан, которые в период политического расцвета Алании в X–XI веках активно распространяли на своей территории православие. Эта политика также активно поддерживалалась союзной Византией.

В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны, так и не завершившись. В наступивший после крушения Алании период и вплоть до вступления в состав России, осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий уже без участия в духовной жизни мировой цивилизации. В этих условиях происходил процесс окончательного становления современной религиозной культуры осетин, ныне характеризуемой как универсальная монотеистическая религия православного христианства[Что?]. Современная форма

На нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии (отражённой в частности в осетинском Нартовском эпосе), которая характеризуется наличием единого Бога (осет. Хуыцау), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг).

Им сотворено всё во Вселенной в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему пантеон: святые покровители (осет. дзуар); небесные ангелы (осет. зæд) и земные духи (осет. дауæг).

В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар).

Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.