Культура и быт

Народная музыка

Корни грузинской народной музыки уходят на глубину нескольких тысячелетий.

Издревле известны грузинские народные музыкальные инструменты: духовые — шестиствольный соинари (ларчеми), нестви, ствири, авили, най (разновидности свирели), буки, квироствири (разновидности трубы), саквири (сигнальный рог), карахса (рожок), гудаствири, чибони (волынки); струнные щипковые — чанги (арфа), кнари, эбани (типа лиры), пандури, чонгури (типа лютни), цинцили (типа цимбал); струнные смычковые — чианури, чунири; ударные — бобгани (тимпан), дабдаби, думбо, ноба, доли (разновидности барабана), коси (большой военный барабан), таблаки (малый барабан), цинцила (тарелки), дайра (бубен), спилендзчури (большая медная литавра), диплипито (миниатюрная литавра).

Грузинский народ издавна проявлял себя в песенном творчестве. Существуют исторические документы VIII и IV века до нашей эры повествующие о трудовых, походных и хороводных песнях. Странствующие певцы-сказители — мествире были одновременно композиторами-импровизаторами, поэтами, певцами и исполнителями на волынке.

Музыкальный фольклор Грузии содержит ряд диалектов: тушинский, хевсурский, мтиульский, картлийский, кахетинский, рачинский, пшавский, мохевский, лечхумский, сванский, мегрельский, имеретинский, гурийский, аджарский, лазский.

Особенностью грузинской народной музыки является многоголосие: двух-, трёх- и четырёхголосие.

Существуют одноголосые песни без сопровождения: оровела (пахотная, молотильная, веяльная), урмули (аробная), нана (колыбельная), тирили, датиреба (плачи-причитания).

Двухголосые песни — трудовые, обрядовые, бытовые и плясовые. Двухголосые песни исполняются одним или двумя солистами поочерёдно на фоне исполняемого хором бурдонного баса или basso osinato.

Трёхголосие является основой традиционной грузинской музыки: на фоне баса мелодию развивают два верхних голоса в различных сочетаниях. В песнетворчестве западной Грузии выделяются стройностью и суровостью звучания песни сванов. Этим песням свойственны частые диссонирующие сочетания, совместное движение трёх голосов основными трезвучиями. Народная полифония со всей многогранностью представлена в гурийских и аджарских песнях. В них присутствует криманчули — так называют верхний, особый голос, требующий от солиста высокого, нетипичного для мужчины, регистра и умения исполнять сложные фиоритуры гортанным звуком.

Грузинская архитектура

Грузинское искусство, начиная с IV—V вв. вплоть до рубежа XVIII—XIX вв., прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна. Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства.

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В V-VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика. Известен ряд ранних грузинских базилик: Анчисхатская, Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион, постройка которого начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с более кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня.

В конце VI и в VII веке базилики заменяются различными типами центрических зданий. Купольные перекрытия видимо опираются отчасти на местные традиции зодчества Закавказья. Строения созданные в это время отличаются деталями плана, но объединены стремлением создать единое внутреннее пространство, перекрытого куполом или сомкнутым сводом. Наиболее ранними храмами этого типа являются церковь в Дзвели-Гавази в Кахетии (VI век), кафедральный собор в Ниноцминди (середина VI века) и др. Итог этим поискам подводит храм Креста в Мцхете (мцхетский Джвари), построенный в 590-604 годах. Архитектором его возможно был Микел Тхеди. Здание воздвигнуто на вершине горы при слиянии рек Куры и Арагви и органически вырастает из скалистого массива. Храм издалека виден в долинах обеих рек и является центром всего ландшафта.

Крепость Греми (Кахетия) является архитектурным памятником XVII века.