Культура и быт

Азербайджанский народ создал самобытную культуру: фольклор, литературу, изобразительное искусство, музыку и.т.п. С давних времён славятся изделия народных мастеров, развивающих такие традиционные промыслы, как ковроделие, златокузнечество, обработка дерева, камня и др.

Органически связанная с языком азербайджанская культура возникла в XIV—XV вв., материальная же оставалась традиционной и после тюркизации местного населения. Самостоятельная азербайджанская культура сохранила тесные связи с иранской и арабской. Они скреплялись общей религией и культурно-историческими традициями. По оценке Хавьера де Планола «азербайджанская материальная культура — результат мультисветского симбиоза, таким образом, тонкое сочетание местных элементов и кочевых вкладов». В XV веке формируются два центра азербайджанской культуры — Южный Азербайджан и равнинный Карабах, которые окончательно сложились в XVI—XVIII вв.


Литература

Физули происходил из тюркского племени баят, которое некоторые авторы причисляют к предкам современных азербайджанцев.

Первым памятником на тюркском языке считается «Книга моего деда Коркута» — эпос огузских племён, позднее вошедших в состав туркменского, азербайджанского и турецкого народов. В эпоху Средневековья на азербайджанском творили такие поэты, как Насими, Хакики (Джаханшах), Шах Исмаил Хатаи, Физули, Ковси Табризи, Ашуг Гурбани и др. Самые ранние тексты на тюрко-азербайджанском языке считаются также частью старо-османской литературы, а язык в значительной мере ещё носит общетюркский характер. Основоположником же реализма в азербайджанской литературе стал поэт XVIII века и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф, главной темой поэзии которого была любовь и душевная красота человека.

После того, как в XIX веке территория нынешней Азербайджанской Республики вошла в состав Российской империи, местное население было оторвано от персидской традиции и приобщилось к русско-европейской. В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде. В середине века зарождается азербайджанская драматургия, среди видных представителей которого можно выделить Мирзу Фатали Ахундова, Наджаф-бека Везирова. В Иранском Азербайджане творят такие поэты, как Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-ханум. В азербайджанской литературе того периода большое место занимала также ашугская поэзия. Наиболее известными были ашуги Алескер, Наджафкули, Гусейн Бозалганлы и другие.

В начале XX века начинают своё творчество Мухаммед Хади, ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид, Микаил Мушфиг, Аббас Сиххат. Среди видных литературных деятелей Советского Азербайджана можно назвать Самеда Вургуна, Сулеймана Рустама, Расула Рзу, Мамеда Саида Ордубади, Мирзы Ибрагимова, Бахтияра Вахабзаде, и др. В это время в Иранском Азербайджане творили Мухаммад Хусейн Шахрияр, Самед Бехранги и др.

Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность среди русскоязычных читателей получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев, писавшие исключительно на русском.

Музыка

Азербайджанские танцоры в национальных костюмах.

На протяжении веков азербайджанская музыка бытовала в рамках фольклорного искусства. Бытовало народное песенное творчество, многогранно отразившее различные стороны национальной жизни. Танцевальная музыка также является самостоятельной областью в азербайджанском музыкальном фольклоре. Среди музыкальных инструментов выделяют тар, саз, канон, уд, кеманча, тютек, балабан, зурна, нагара, гоша-нагара, деф и др.

Народное искусство представлено также искусством ашугов, подчинённого определённым стилистическим признакам. Ашуги исполняют дастаны (сказания) — героические («Кёр-оглы»), лирические («Асли и Керем», «Ашуг Гариб»), песни-диалоги — дейишме (муз.-поэтич. соревнования 2 ащугов), аккомпанируя себе на сазе. В 2009 году азербайджанское ашугское искусство было внесено в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Среди выдающихся ашугов прошлого можно назвать Гурбани, Аббаса Туфарганлы, Алескера. Азербайджанские музыканты.

Возникновение мугамов связано с развитием городской культуры в Средние века. Исполнители мугамов — музыканты-профессионалы, составляющие вокально-инструментальные ансамбли в составе: ханенде (певец), тарист, кеманчист. Текстами мугамов служат в основном стихи поэтов-классиков. Известны такие мугаматисты, как Джаббар Каръягдыоглу, Меджид Бейбутов, Сеид Шушинский, 3юльфюгар Адыгёзалов, Хан Шушинский, Шовкет Алекперова, Алим Гасымов, таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реконструктор тара и основатель школы современной игры на этом инструменте), Курбан Пиримов и др. Большая часть мугаматистов родом из Карабаха. Мугамы были исследованы Мир Мохсун Наввабом.

Фундамент современной музыкальной культуры заложен Узеиром Гаджибековым, создавшему первую азербайджанскую оперу «Лейли и Меджнун» по одноимённой поэме Физули (1908), оперетту «Аршин мал алан» (1913) и др. Среди первых артистов оперы и драмы Гусейнкули Сарабский, М. Терегулов, М. Багиров, Г. Гаджибабабеков, М. Алиев, Ахмед Агдамский.

В 1940 году композитор Афрасияба Бадалбейли сочинил первый азербайджанский балет и первый балет на мусульманском Востоке «Девичья башня».

Среди азербайджанских композиторов можно выделить Кара Караева, Фикрета Амирова,Ариф Меликов Элдара Мансурова, основоположника азербайджанского джаза Вагифа Мустафа-заде, создавшего новый музыкальный жанр — джаз-мугам, смешав элементы джаза с азербайджанской нардной музыкой. Были популярны такие певцы как Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Шовкет Мамедова, Бюльбюль, его сын Полад Бюль-Бюль Оглы Долгое время азербайджанский симфонический оркестр возглавлял дирижёр Ниязи. В 2009 году азербайджанка Айсель Теймурзаде и певец Араш с азербайджанскими корнями заняли на конкурсе Евровидение 3-е место, а спустя два года дуэт Ell и Nikki — 1-е.